Готовимся к школе – рекомендации детского ортопеда

Готовимся к школе – рекомендации детского ортопеда

Время неумолимо мчится вперёд! Не успеем оглянуться, и яркое солнце, солёная морская вода, чистый прибрежный песок будут только в наших воспоминаниях о замечательном летнем отдыхе.

Скоро 1 сентября. Дети  пойдут в школу, и наступит интересное и сложное время. Сложное потому, что возрастает нагрузка не только на интеллект ребёнка, но и действие на его физическое состояние. Дети значительно больше времени будут проводить в вынужденном положении – сидя за столом. Сначала уроки в школе, затем выполнение домашнего задания.  К концу учебного года вереница родителей поведёт своих детей к врачу – ортопеду с единственной жалобой: «Он стал так сутулиться! Что нам делать?»

Очень важно готовиться к школе, не только обучая ребёнка писать, читать, считать. Важно подготовить его физически. Делали ли Вы с ним зарядку, формируя мышцы, поддерживающие осанку и помогающие выдержать школьные нагрузки? Научили ли Вы своего ребенка правильно сидеть? Часто родители на приёме говорят: «Он сидит крючком. Вы бы видели, как он сидит, где у него находятся ноги! В школе не всегда контролируют, правильно ли сидит ребенок за партой!»

Если Вы изначально заложите в ребёнке правила поведения за обеденным столом и обучите правильной посадке за рабочим столом, то ему не нужны будут сторонние наблюдатели. Привычка возьмет своё. Вы же объясняете детям правила поведения в обществе. И вряд ли кто-то из них будет делать неприемлемые вещи в общественном месте. Так же и с правильным положением или посадкой за столом – пытаясь развалиться за партой, ребёнок вспомнит, что так сидеть неприлично и сядет ровно.

Не разрешайте детям читать во время обеда! Это не только вырабатывает неправильный стереотип положения за столом, но и нарушает пищеварение.

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Первыми предвестниками того, что у малыша есть проблемы с осанкой станут следующие его жалобы и наблюдения родителей:

  1. ребенок выглядит постоянно уставшим и вялым;
  2. его не интересуют активные игры;
  3. у малыша постоянные жалобы на боли в спине, шее или голове;
  4. продолжительные прогулки выматывают его, и у него болят ноги;
  5. при сидении на стуле ребенок опирается руками на его сидушку;
  6. карапузу тяжело долго находится в одной позе;
  7. при движениях у детей после двух лет слышен отчетливый хруст.

Все эти наблюдения должны насторожить родителей и подтолкнуть их к проведению диагностики осанки их малыша.

СУТУЛОСТЬ У РЕБЕНКА И НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Неправильно подобранная мебель – следующая причина появления или усиления сутулости. Ребенок может сидеть неправильно только потому, что ему неудобно! Рассмотрим правила выбора мебели для детей. Сидеть застолом или партой необходимо ровно, прислонившись к спинке стула. Не допускайте того, чтобы ребенок склонялся к столу. Если это неизбежно, значит необходимо приобрести стол, у которого возможна регулировка наклона столешницы. Ступни ног должны обязательно стоять на полу. Если до пола не достают, используйте подставки под ноги.

gotovimsya k shkole–rekomendatsii detskogo ortopeda 2

gotovimsya k shkole–rekomendatsii detskogo ortopeda 2

Параллельно с подбором  мебели занимаемся профилактикой еще одной причины возникновения нарушения осанки – длительным сидением в неподвижном  состоянии. В школе ребенок сидит 45 минут, затем перемена. А когда приходит домой, то садится за уроки и зачастую  не встает с места часами. Рекомендуется почаще менять положение тела. Посидел, дальше можно встать и продолжить занятия уроками стоя. Не даром же раньше люди писали стоя у бюро или конторок. Тем более, что стоя нагрузка на позвоночник меньше, чем сидя. И если у ребенка еще нет привычки сидеть правильно, то встав, он разгрузит себе спину. Второй вариант, убрать стул и сесть на фитбол! Замечательное приспособление – можно не только сидеть, но и делать миллион различных упражнений, причем для всей семьи, начиная с грудничков, заканчивая родителями! Кроме фитбола существует «танцующий стул», который заставляет ребенка всё время находиться в тонусе, сидя на нём, за счёт своей неустойчивой поверхности.

Обязательно обратите внимание на ранец или сумку, которую носит Ваш ребёнок в школу. Учитывая то, сколько всего необходимо носить, рюкзак должен быть удобным. Школьный ранец или рюкзак должен быть легким в пустом состоянии. Рюкзак должен плотно прилегать к спине. Не допускайте того, чтобы он отклонялся от верхней части спины. Лямки рюкзака надо отрегулировать таким образом, чтобы дно рюкзака располагалось на пояснице, а не в области таза. И носить рюкзак обязательно на двух лямках. 

gotovimsya k shkole–rekomendatsii detskogo ortopeda 3

gotovimsya k shkole–rekomendatsii detskogo ortopeda 4

Но самым важным для исправления и формирования осанки будет даже не всё перечисленное, а симметрично развитые мышцы. Потому что именно мышцы окружают позвоночник и удерживают его в правильном положении. Укреплять мышцы необходимо с самого рождения, а не только перед школой. И, тем не менее, формировать осанку никогда не поздно. Главное, заниматься  этим с удовольствием, добавлять элементы игры, создавать в ребёнке заинтересованность в этом увлекательном , но не простом деле.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Приобретенные нарушения осанки происходят из-за:

  • недоразвитие мускулатуры;
  • отсутствие физических упражнений;
  • последствия рахита;
  • неправильный режим и распорядок дня;
  • рабочее место для учебы не соответствует росту малыша;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • ношение учебной сумки в одной и той же руке;
  • ношение неудобной одежды (слишком тугой пояс или узкая рубашка).

Как только родственники, учителя или сами родители заметили у ребенка признаки сутулости, им нужно сразу же обратиться за помощью к доктору. Такими заболеваниями занимается ортопед. Только квалифицированный врач сможет назначить адекватное лечение.

Врачи – ортопеды нашего МЦ «ОртоМед» проведут осмотр ребенка,определят, есть ли нарушение осанки, и составят, при необходимости, оптимальный комплекс мер реабилитации, в том числе лечебный массаж.

Ваши дети здоровы и счастливы – мы рады!