Здоровье школьников: к началу учебного года
Лето, безусловно, «маленькая жизнь». И проживаем ее мы с удовольствием, но вот середина августа – и это подходящее время для подготовки к школе! Дети выросли и окрепли, но впереди учебный год – время продуктивное и напряженное. С началом занятий возрастает нагрузка на интеллект ребенка и не только. Физическое здоровье, безусловно, помогает справиться с ментальной перегрузкой и нарастающим ритмом занятий.
Очень важно готовиться к школе, не только обучая ребенка писать, читать, считать, и просыпаться вовремя. Нужно подготовить его физически. Делаете ли Вы с ним зарядку, формируя мышцы, поддерживающие осанку? Наблюдаете ли за его походкой, за обувью, которую он выбирает «на каждый день»? В любом случае, хлопоты по покупке новых школьно-письменных принадлежностей, школьной формы и обуви никто не отменял. Давайте разберемся, как выбрать обувь для школьника, которая будет комфортной и не помешает здоровому развитию стопы.
Гигиенические требования к обуви для детей и подростков складываются из требований к конструкции обуви, к материалам, из которых обувь изготавливается. Не следует покупать обувь «на вырост», или, наоборот, брать тесную обувь. При примерке обуви попросите ребенка пройтись и потоптаться на месте – если в новой обуви удобно сразу – это Ваша пара.
Качественные материалы, применяемые для изготовления детской обуви, обладают хорошими свойствами теплозащиты, высокой воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью. Лучшим материалом для обуви по праву считается натуральная кожа. Из чего бы ни была изготовлена обувь, этот материал должен быть одинаков по толщине, структуре и цвету, не деформирован, с ровными швами и отсутствием следов клея.
У качественной школьной обуви прочный задник, который охватывает не только пятку, но и стопу с боков, подкладка обуви гладкая, без морщин и грубых швов, а край обуви не врезается в кожу ног. Спортивная обувь должна быть лёгкой, удобной, плотно сидеть на ноге, но при этом не доставлять дискомфорта, и использоваться исключительно для занятий физкультурой, а не в качестве сменной обуви. При покупке обуви для занятий спортом, универсальным выбором станут невысокие кроссовки с воздушной подушкой под пяткой. Стопа в них фиксируется жестко.
Внешняя кромка качественных кроссовок снабжена дутым валиком, который предохранит щиколотки от натирания. Стелька съемная, а не приклеенная, что позволяет ее достать, просушить и/или дооснастить кроссовки ортопедической стелькой. Если под стелькой находится картонная или тканевая поверхность, то в процессе носки нога будет сильно потеть.
Если при примерке кроссовок встать на цыпочки, подошва должна повторить изгиб стопы. Ношение кроссовок, у которых подошва во время ходьбы «ломается» посередине или почти не гнется, ведет к травмам и развитию плоскостопия.
Умеет ли Ваш школьник правильно сидеть?
Неправильная осанка всегда была одной из самых распространенных ортопедических проблем у детей. Появление гаджетов, которые вынуждают их постоянно находиться в статическом положении, снижение популярности подвижных игр ситуацию не улучшают.
Во время занятий дети большую часть времени находятся в вынужденном положении – сидя за столом. Уроки в школе, затем выполнение домашнего задания. К концу учебного года ответственные родители заметят: «Он стал так сутулиться! Что нам делать?».
Если вы изначально заложите в ребенке правила поведения за обеденным столом и обучите правильной посадке за рабочим столом, ему не нужны будут сторонние наблюдатели и советы. «Привычка – вторая натура» - Вы становитесь тем, что делаете регулярно. Так же и с правильным положением или посадкой за столом – пытаясь развалиться за партой, ребенок вспомнит, что так сидеть неприлично и сядет ровно.
Научите ребенка наслаждаться ритуалом приема пищи! Не разрушайте удовольствие и пользу обеда, отвлекаясь на разговоры по телефону и чтение новостей. Поступайте правильно, и дети последуют Вашему примеру.
Неправильно подобранная мебель – еще одна причина появления и формирования сутулости. Ребенок сидит неправильно там, где неудобно.
Сидеть за столом или партой необходимо ровно, прислонившись к спинке стула. Важно (особенно в начальной школе) приобрести стол, у которого возможна регулировка наклона столешницы. Ступни ног должны обязательно стоять на полу: можно использовать подставки под ноги.
Наряду с подбором мебели причина возникновения нарушений осанки – длительным сидение в неподвижном состоянии. Для первоклашек устанавливают разминочные минутки, это отличный оздоравливающий прием. Но школьник постарше сидит за партой 45 минут непрерывно. А дома садится за уроки и не встает с места часами. А ведь стоя нагрузка на позвоночник меньше, чем сидя. И если у ребенка еще нет привычного навыка сидеть правильно, то встав, он разгрузит себе спину. Не пытайтесь удерживать его за столом: меняя положение тела, ребенок дает отдых позвоночнику. Есть вариант: убрать стул и сесть на фитбол!
Замечательное приспособление – можно не только сидеть, но и делать сотню различных упражнений, не только школьнику, но всем членам семьи.
Существует « танцующий стул», который заставляет ребенка всё время находиться в тонусе, сидя на нем, за счет своей неустойчивой поверхности.
Внимательно отнеситесь к выбору ранца или сумки. Учитывая то, сколько всего необходимо носить, этот аксессуар должен быть удобным. Школьный ранец или рюкзак должен быть легким в пустом состоянии.
Рюкзак должен плотно прилегать к спине. Не допускайте того, чтобы он отклонялся от верхней части спины. Лямки рюкзака отрегулируйте таким образом, чтобы дно рюкзака располагалось на пояснице, а не в области таза. И носить рюкзак обязательно на двух плечах.
Но самым важным для исправления и формирования осанки будет даже не все вышеперечисленное, а симметрично развитые МЫШЦЫ. Потому что именно мышцы окружают позвоночник и удерживают его в правильном положении. Укреплять мышцы необходимо с самого рождения.
И, тем не менее, формировать осанку никогда не поздно. Главное заниматься этим с удовольствием, добавляя элементы игры, разбудить в ребенке заинтересованность в этом полезном процессе.
«Воспитание есть усвоение хороших привычек» Платон (427-347 до н.э.).